Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста
Лучшие практики Тюменской области
1. Региональная стратегия кадрового обеспечения.
В Тюменской области принята Государственная программа Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года» в которой обозначены цели и задачи по подготовке кадров для экономики региона и обозначены основные приоритеты развития образования в Тюменской области. Ознакомиться подробно с программой можно по ссылке: https://admtyumen.ru/ogv_ru/
2. Принятие ключевых решений и контроль работ по кадровому обеспечению промышленности (экономики) на уровне высшего должностного лица субъекта.
Актуализировано положение о Совете по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Тюменской области, состав Совета дополнен руководителями ключевых образовательных организаций СПО и ВО, создана рабочая группа по кадровому обеспечению промышленного роста.
3. Наличие координатора.
Определен координатор – Торгово-промышленная палата Тюменской области https://tyumen.tpprf.ru/ru/
4. Принятие нормативно-правовых актов
- Распоряжение Правительства №939-рп от 15.08.2016 года
- Приложение к распоряжению Правительства №939-рп от 15.08.2016 года
- Соглашение о сотрудничество между автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" и Правительством Тюменской области
- Распоряжение Правительства №215-рп от 20.03.2017 "Об утверждении Положения о Координаторе внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Тюменской области и Перечня ключевых участников апробации внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Тюменской области"
- Распоряжение Правительства №215-рп от 20.03.2017. Приложение №1
- Распоряжение Правительства №215-рп от 20.03.2017. Приложение №2
- Распоряжение Правительства №216-рп от 20.03.2017 "О внесении изменений в распоряжение от 15.08.2016 № 939-рп"
- Распоряжение Правительства №216-рп от 20.03.2017. Приложение
5. Реализация механизмов прогнозирования потребности в кадрах по перспективным и востребованным профессиям
Реализация механизмов прогнозирования потребности в кадрах по перспективным и востребованным профессиям принята протоколом заседания Экспертного совета по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей региона №1-2017 от 29.05.2017. В декабре 2016 года Департамент труда и занятости населения Тюменской области определил количественную оценку потребности в профессиях (прогноз) по видам профессий, отраслям промышленности. Итоговый отчет по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей региона сформирован и размещен на сайте Департамент труда и занятости населения Тюменской области в июне 2017 года. По итогам выполненным работ в рамках ГК 14.11.2017г. №6 в 2018 году будет определена количественная оценка потребности в профессиях (прогноз) по видам профессий, отраслям промышленности и подготовлен отчет по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей региона.
6. Обеспечение навигации по востребованным и перспективным профессиям.
Направление «Навигация по востребованным и перспективным профессиям» вошло в комплекс мер («дорожную карту») по развитию системы ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в Тюменской области до 2020 и включает в себя:
- мероприятия, направленные на организацию профессиональных проб в рамках реализации мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время;
- мероприятия в Центре профессиональной ориентации г. Тюмени в формате интерактивных экскурсий, «Мастерских профессий» с привлечением наставников,
- профориентационные мероприятия в рамках регионального чемпионата «Молодые профессионалы»;
- промышленный образовательный маршрут (экскурсии на предприятия)
- привлечение победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства к проведению профориентационных мероприятий;
- проведение «уроков карьеры от профессионалов»;
- организацию «встреч без галстуков» с руководителями предприятий;
- мероприятия с использованием современных информационных ресурсов: 3Д-туры на предприятия, просмотр видеомодулей о профессиях.
7. Реализация механизмов практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.
В регионе выстроено тесное взаимодействие профессиональных образовательных организаций с ведущими отраслевыми предприятиями и ассоциациями. Реализуется практика заключения трехсторонних соглашения между Правительством Тюменской области, предприятиями-работодателями и профессиональными образовательными организациями по взаимодействию в сфере подготовки квалифицированных кадров, заключено 196 трехсторонних соглашений. В рамках соглашений обучающимся представляется возможность закреплять теоретические основы в реальных производственных условиях, получать качественные практические навыки по устройству, обслуживанию и эксплуатации современного оборудования производства и в дальнейшем, после завершения обучения, иметь гарантию трудоустройства. Так, в рамках заключенных соглашений в профессиональных образовательных организациях при непосредственном участии предприятий–партнеров оборудовано 18 корпоративных учебных кабинетов и лабораторий: группа компаний «Россельмаш», ООО «КНАУФ Инсулейшн Тюмень», отель «Восток», ресторанный холдинг «Максим» и др.
Кроме того, обучающимся в рамках соглашений предоставляется возможность закреплять теоретические основы и получать практические навыки, совершенствовать профессиональные компетенции в реальных производственных условиях, на базе предприятий создано 22 учебных площадки, в которых проводится более 70% практической подготовки будущих рабочих и специалистов.
Предприятия принимают участие в разработке учебных планов и образовательных программ, знакомят преподавателей и мастеров производственного обучения с новыми технологиями, современными производственными приемами и методами труда. В лабораториях и мастерских профессиональных образовательных организаций создаются условия для развития моделей обучения на рабочем месте.
Распространение механизмов практико-ориентированного (дуального) образования и механизмов кадрового обеспечения отраслей промышленности в Тюменской области осуществляется путем реализации проекта «Центр непрерывного аграрного образования Тюменской области» (далее – ЦНАО) совместно с Академией «DEULA-Niendurg» (ФРГ) на базе Агротехнологического колледжа (г. Ялуторовск). В рамках данного соглашения в 2017 году проведены стратегические сессии и стажировки в Германии (20 мастеров наставников, включая представителей работодателей, 8 студентов).
В ЦНАО также реализуется программа повышения квалификации, предусматривающая обучение и подготовку мастеров производственного обучения и представителей работодателей для работы в качестве наставников на производстве.
Кроме профессиональных образовательных организаций Центра непрерывного аграрного образования, объединяющий Агротехнологический колледж, Заводоуковский агропромышленный техникум, Голышмановский агропедагогический колледж, Ишимский многопрофильный техникум, Тобольский многопрофильный техникум, дуальная форма обучения применяется в Тюменских техникуме индустрии питания, коммерции и сервиса, колледже водного транспорта, колледже транспортных технологий и сервиса, лесотехническом техникуме. Доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций, на 01.12.2017 составляет - 87%. Доля профессиональных образовательных организаций Тюменской области, принимающих участие в реализации программы практико-ориентированного (дуального) образования, в общем числе профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования и науки Тюменской области на 01.12.2017 - 83%.
Осуществлен анализ и корректировка нормативно-правовой базы для внедрения модели дуального образования в регионе. В профессиональных образовательных организациях актуализированы положения об организации образовательного процесса с элементами дуального обучения, разработаны типовые формы ученических договоров и рекомендации по реализации практикоориентированного обучения. Опыт применения дуального обучения в ПОО области обобщен, Центром непрерывного профессионального образования Тюменского областного государственного института развития регионального образования выпущен сборник лучших практик по данному направлению.
- Модель дуального образования
- Договоры
- Положение дуальное обучение
- Проект типового положения о наставничестве
- Типовое трехстороннее соглашение
- Ученический договор
8.Подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных производств.
В Тюменской области на базе нескольких сузов (Тюменский лесотехникум, Ишимский многопрофильный техникум, Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства) внедряется новая модель подготовки кадров:
1). Формирование наблюдательных советов при ССУЗах с введением в их состав руководителей наиболее современных крупных предприятий и отраслевых инвесторов, создающих предприятия по профилю ССУЗа.
2).Предоставление таким советам полномочий по аттестации преподавателей ССУЗов и корректировке структуры и состава учебного плана
3). Организация взаимообмена стажировками между ССУЗами и предприятиями когда ключевые сотрудники предприятия направляются на период до 3 месяцев для работы в качестве преподавателей в профильном ССУЗе с сохранением оплаты труда по месту постоянной работы, а преподаватели ССУЗов прошедшие аттестацию идут стажироваться на предприятия входящие в наблюдательный совет (на регулярной основе - не реже 1 раза в три года и не менее чем на 3 месяца подряд).
- Внедрение дуальной системы обучения в ССУЗах с активным привлечением иностранных специалистов по профилям, в которых у Российской Федерации есть высокая потребность в квалифицированных кадрах и нет собственных заделов, с последующей корректировкой программ обучения с учетом международного опыта и организацией регулярной стажировки студентов в иностранных учебных заведениях.
9. Реализация механизмов подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Программы повышении квалификации мастеров производственного обучения и наставников на предприятиях разработаны и реализуются в рамках дуальной модели обучения в Центре непрерывного профессионального образования Тюменской области (Агротехнологический колледж) и в МЦК (Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса).Представители 6 техникумов и колледжей (40 человек) прошли обучение по региональной программе повышения квалификации проектных команд профессиональных образовательных организаций «Разработка модульных образовательных программ» (под руководством Д.Коричина).
На базе Межрегионального центра компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг (Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса) организованы мероприятия по повышению квалификации руководящих и педагогических работников системы СПО с привлечением межрегионального сообщества, в том числе:
- программа повышения квалификации «Подготовка преподавателей и руководителей рабочих групп по вопросам разработки и реализации основных образовательных программ СПО по ФГОС ТОП-50» с привлечением специалистов Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова;
- программа повышения квалификации «Разработка и реализация образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС по ТОП-50»;
- программа повышения квалификации для руководителей «Организация сетевого взаимодействия при реализации ФГОС СПО в соответствии с перечнем ТОП-50»;
- обучающие семинары «Инновационные методы и подходы в условиях современного образования», «Модель тренировочных сборов по подготовке к чемпионату WorldSkills», «Тренинг как современная форма организации занятий» «Детализация требований по профессиональным и общим компетенциям в рамках основных видов деятельности (спецификация ПК)», «Разработка контрольно-измерительных материалов по профессии/специальности в соответствии с ФГОС про ТОП-50» (всего с начала 2017 года обучено 350 человек).
10. Реализация независимой оценки качества подготовки кадров
11. Реализация механизмов мониторинга трудоустройства выпускников
12. Обеспечение качественной материально-технической и методической базой для реализации образовательного процесса.
В 2017 году профессиональные образовательные организации (далее – ПОО) прошли процедуру лицензирования и начали реализацию образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям из перечня ТОП-50. Указанные ФГОС СПО учитывают требования стандартов «Ворлдскиллс Россия» в части материально-технического оснащения и результатов освоения образовательной программы. На данный момент в регионе пролицензировано более 50 образовательных программ по ФГОС СПО ТОП-50. Данный перечень будет расширяться в рамках реализации приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». В 2018-2020 г.г. планируется открыть подготовку по направлениям дефектоскопист, мехатроника, мобильная робототехника, эксплуатация беспилотных авиационных систем, оператор станков с программным управлением, токарь и др., что обеспечит реализацию перечня ТОП-50 на уровне более 60%.
Методика проведения аудита МТБ
13. Обеспечение информационной прозрачности региональной модели кадрового обеспечения промышленного роста.
Ведется постоянное наполнение информации на деловом портале Правительства Тюменской области (http://www.tyumen-region.ru/ в разделе «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста»)