Инвестиционный потенциал регионального машиностроения

30 Марта 2009 года
Сегодня инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей стали главным механизмом дальнейшего ускорения развития машиностроительного комплекса Тюменской области. В связи с этим была разработана «Стратегия инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года». В данной стратегии ставится задача радикального комплексного технико-технологического переоснащения производства, которая позволит существенно расширить объемы выпуска продукции, повысить ее конкурентоспособность, сформировать условия для инновационного развития предприятий.

Нефтегазовое машиностроение

Особое внимание Правительство области уделяет развитию нефтегазового машиностроения, обслуживающего базовый сектор экономики региона. Сложившаяся здесь экономическая ситуация позволят прогнозировать достаточно динамичное развитие рыночного спроса на оборудование и приборы для нефтегазовой промышленности.

Во-первых, ввиду низкой активности в 90-х годах нефтегазовых компаний России в модернизации своих основных фондов, они значительно физически и морально устарели и в настоящее время повсеместно требуют замены или коренной модернизации.

Во-вторых, нефтяными и газовыми компаниями запланирована активная работа на месторождениях Восточной Сибири, в Якутии и на шельфе северных и южных морей России, что требует не только поставок дополнительных объемов оборудования, но и его конструкторского и технологического обновления. По этим причинам по оценке аналитического агентства Douglas-Westwood в России объем нефтегазосервисных работ в 2007 году составил около 12 млрд. долл. США, а в перспективе к 2011 году оценивается в размере свыше 22 млрд. долл. США.

В-третьих, огромное количество оборудования требуется для стремительно развивающейся нефтегазовой промышленности рядом расположенных республик Средней и Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Так, например, Казахстан собственными силами удовлетворяет только 6% требуемого ее нефтяным и газовым предприятиям объема оборудования.

Кроме всего вышеперечисленного в Тюменской области действует такая форма поддержки как компенсация нефтегазовым компаниям 8% стоимости приобретенного оборудования, произведенного на машиностроительных предприятиях юга области. Только по итогам 2008 года на компенсирование таких расходов из областного бюджета было потрачено 189,1 млн.рублей (общая сумма закупленного у предприятий Тюменской области оборудования с помощью государственной поддержки составила 2 363,7 млн.рублей).

В подтверждение инвестиционной привлекательности данной отрасли машиностроения можно привести успешно реализованные проекты компании Шлюмберже (строительство трех заводов, а также Сибирского учебного центра с общим объемом инвестиций более 100 млн. евро), Бентек (освоение производства буровых установок), Интегра (производство плавучих буровых установок и деталей для их обслуживания) и многие другие. В настоящее время, прорабатываются еще несколько значимых проектов в сфере машиностроения с участием крупных международных компаний. Их реализация даст новые технологии и рабочие места экономике региона.

Судостроение

Серьезное инвестиционное развитие может получить и такой сегмент Тюменского машиностроительного комплекса как судостроение, учитывая наличие в регионе огромного количества водных путей Обь-Иртышского бассейна и отсутствие иных видов сообщения с рядом северных районов области. Резкий подъем судостроительной отрасли необходим для организации транспортного обеспечения реализации мегапроектов «Урал Промышленный - Урал Полярный» и освоения месторождений полуострова Ямал и его шельфа. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавсооружений, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. В ближайшем будущем по некоторым оценкам России понадобится более 100 судов, в производстве которых могут принять участие и судостроительные предприятия городов Тюмени и Тобольска. Впечатляют планы по развитию речного транспорта и судоходства в соседнем Казахстане, с поэтапной заменой и модернизацией судов государственного технического речного флота с доведением его численности до 163 единиц и другие мероприятия. Учитывая тот факт, что Казахстан имеет общий с Тюменской областью речной бассейн, логичным выглядит участие Тюменских судостроительных предприятий в реализации запланированных мероприятий. Добавим, что тюменские судостроительные предприятия уже выполняют заказы Казахстанской стороны. Информацию по выходу на рынок Казахстана можно получить в департаменте по тел. 29 64 86 и 29 65 10.

Предпосылки к инвестированию

В Тюменской области имеются позитивные предпосылки к успешному проведению модернизации машиностроительного производства:

1. Большинство предприятий имеют свободные площади на собственных территориях или переезжают на новые промплощадки, что позволяет относительно свободно планировать размещение технологических линий и запуск производства новой продукции.

2. Предприятия пока не вышли на полномасштабную производственную программу со 100% загрузкой оборудования, и это позволит произвести их техническое перевооружение с меньшим напряжением в исполнении действующих контрактов по поставке продукции.

3. Часть предприятий отрасли сохранили или возродили собственные инженерно-конструкторские подразделения, нацеленные на инновационные разработки, что позволяет существенно сократить затраты и сроки проведения технического перевооружения предприятий.

4. Руководящий состав большинства заводов видит объективную необходимость проведения модернизации производственных фондов и потенциально готов к сотрудничеству с инвесторами.

5. Заявленная Федеральным Правительством промышленная политика, а также заинтересованность Правительства Тюменской области и муниципалитетов городов юга области в увеличении налоговых поступлений в бюджеты, улучшении социального положения населения обеспечит предприятиям их поддержку в проведении реконструкции производства.

6. Расширение и развитие машиностроительного производства на юге области положительно встретит население, заинтересованное в росте числа высокооплачиваемых рабочих мест, снижении объемов тяжелого ручного труда и овладении высококвалифицированными профессиональными компетенциями.

К рассмотрению потенциальных инвесторов предлагаются 7 инвестиционных и инновационных проектов и 39 инвестиционных предложений предприятий различных сегментов машиностроительной отрасли Тюменской области.

Важно заметить, что практически все реализованные на территории Тюменской области в последние годы инвестиционные проекты в сфере машиностроения получили поддержку со стороны Правительства региона. Основными методами поддержки являются снижение процентной ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, а также компенсации процентных ставок по привлеченным для реализации проектов кредитам, лизинговым платежам. Ежегодно такой поддержкой пользуются от 30 до 40 предприятий региона. Учитывая успешный опыт в реализации инвестиционных проектов, Правительство региона и в дальнейшем намерено оказывать всестороннюю поддержку держателям инвестиционных проектов Тюменской области.

За более подробной информацией можно обратиться в департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области по телефону 29-65-10; 29 64 31 или по адресу г.Тюмень, ул.Республики д.24, каб. 522.

Поделиться в социальных сетях

Вернуться к списку новостей