Малое предпринимательство

В Госдуме рассматривают законопроект, регулирующий торговую деятельность

В Госдуме рассматривают законопроект, регулирующий торговую деятельность
24 Сентября 2009 года
Государственной Думой РФ рассматривается законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», разработанный Правительством РФ.

Положения законопроекта затрагивают как  полномочия органов федеральной  и региональной власти, так и права  и обязанности большей части  хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью (поставщиков  и покупателей).

Среди нововведений можно выделить следующие:
  • В соответствии с законопроектом разграничиваются и закрепляются  полномочия Правительства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. При этом Правительство РФ в соответствии с законопроектом получает право устанавливать уровни обеспеченности населения торговой площадью, утверждает порядок и методику расчета нормативов обеспеченности населения торговой площадью. Органы власти субъектов определяют нормативы обеспеченности населения торговой площадью,  разрабатывают нормативно-правовые акты (в т.ч. региональные целевые программы) по развитию торговли с целью обеспечения выполнения нормативов на территории субъекта.
  • законопроектом закрепляется понятие «торговая сеть»; устанавливаются права и обязанности субъектов торговой деятельности;
  • предусматривается возможность государственного регулирования цен на отдельные виды товаров;
  • закрепляются права и обязанности хозяйствующих субъектов в связи с заключением и исполнением договором поставки продовольственных товаров:
        - право поставщиков продовольственных товаров на доступ к информации об основных условиях договора поставки;
        - возможность включения в договор  поставки условий о выплате  премий покупателю (торговой сети) в связи с приобретением определенного  количества товаров;
        - ограничено право покупателя (торговой сети) на установления длительной отсрочки платежа за поставленный товар (от 10 до 75 рабочих дней в зависимости от срока годности товаров);
  • устанавливаются правила размещения нестационарных торговых объектов (осуществляется их привязка к территориальному планированию субъекта и муниципального образования), требования к осуществлению торговли на ярмарках;
  • перечисляются недопустимые действия хозяйствующих субъектов (поставщиков и покупателей). Так, запрещено навязывать контрагенту ряд условий по договору, за нарушение которых сейчас существуют штрафы:
        - условия, устанавливающие запрет  на заключение хозяйствующим  субъектом договоров поставки  товаров с другими хозяйствующими  субъектами, осуществляющими аналогичную  деятельность, с другими лицами  на аналогичных или иных условиях;
        - условия, предусматривающие ответственность  за неисполнение обязательства  хозяйствующего субъекта о поставках  товаров на условиях, лучших, чем  для других хозяйствующих субъектов,  осуществляющих аналогичную деятельность;
        - условия, предусматривающие внесение хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки товаров, платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть;
        - условия о возмещении хозяйствующим  субъектом, осуществляющим поставку  товара, убытков, связанных с повреждением или утратой товара, которые произошли после перехода права собственности на товар, за исключением случаев, когда такие повреждения или утрата произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки;
        - условия, предусматривающие возврат хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку товаров, не проданных по истечении определенного времени товаров, за исключением случаев, когда возврат товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации
        - иные условия.
  • предполагается ввести ограничения по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов. Так, торговые сети с общим товарооборотом в РФ более 1 млрд. рублей, доля которых превышает 25 % от объема товарооборота в границах городского округа или муниципального района, не вправе приобретать для торговой деятельности дополнительные торговые площади.
  • устанавливаются  ограничения для действий органов государственной  власти и местного самоуправления:
        - запрет на проведение проверок  качества товаров, не обусловленных  требованиями федеральных законов;
        - запрет органам государственной  власти субъектов регулировать  цены на товары;
        - запрет устанавливать ограничения  на продажу отдельных видов  товаров на территории субъекта;
        - недопустимо обеспечивать заключение  в приоритетном порядке договоров о приобретении товаров у определенных поставщиков и др.
  • на органы государственной власти предполагается возложить полномочие по разработке региональных целевых программ по развитию торговли. В них должны быть определены:
        - цели, задачи, ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов обеспеченности населения торговой площадью;
        -   мероприятия по оказанию приоритетной поддержки развития торговли товарами отечественных изготовителей, малого и среднего предпринимательства;
        - объемы и источники финансирования  мероприятий по развитию торговли;
        - показатели результативности деятельности  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.
  • вводится ряд обязанностей для органов местного самоуправления:
        - предусматривать строительство  (размещение) торговых объектов в  документах территориального планирования  и градостроительного зонирования;
        - разрабатывать и утверждают схемы  размещения нестационарных торговых  объектов с учетом нормативов обеспеченности населения торговой площадью;
        - принимают меры экономического  стимулирования по поддержке  создания (размещения) объектов социально  ориентированной торговой инфраструктуры  и обеспечения доступности для  хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
         - проводить анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговли.
  • предусматривается создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, которая должна содержать:
        - информацию о состоянию торговой  деятельности в Российской Федерации;
        - сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории Российской Федерации, и об их финансово-экономическом состоянии;
        - сведения о торговой инфраструктуре  Российской Федерации;
        - информацию о численности работников  хозяйствующих субъектов, осуществляющих  торговую деятельность, занятых в сфере торговли;
        - законодательство Российской Федерации  в области торговой деятельности.
Ряд сведений подлежит размещению на официальных  сайтах органов государственной  власти и субъектов.

Субъекты  РФ согласно законопроекту вправе создавать торговые реестры, включающие сведения о хозяйствующих субъектах, ведущих деятельность на территории субъекта, сведения о торговой инфраструктуре.

Поделиться в социальных сетях

Вернуться к списку новостей